Почему равнодушие ранит?

В чем-то равнодушие считывается как послание партнера: «Ты мне не интересен, не важен, не ценен». Если человек делегировал партнеру (что происходит, как правило, неосознанно) право определять, решать, насколько он ценен, то равнодушие партнера может нанести серьезный урон его самоценности. Словно человек соглашается с представлением о себе как о ком-то не ценном, незначительном, не стоящем внимания и начинает относиться к себе также. Кроме того, равнодушие со стороны партнера может напоминать отношение кого-то одного либо обоих родителей. Часто люди, обращающиеся за помощью к психотерапевту, вспоминая свое детство, говорят о нехватке тепла, внимания от родителей, об их эмоциональной холодности и равнодушной отстраненности, что вызывало у них ощущение брошенности, покинутости. Для ребенка весь его маленький мир  сосредоточен вокруг родителей и самого себя. Отчуждение родителя в его картине мира означает крах Вселенной, не меньше. Ребенок верит, что он может  что-то сделать, исправить ситуацию, и в этом проявляется его фантазия о собственном  всемогуществе. Ведь иначе он столкнется с безграничным непереносимым ужасом перед собственным бессилием и беспомощностью.  Поэтому причину  холодности родителя/ей он видит в себе: «Это я такой плохой, поэтому мама ко мне холодна. Если я стану хорошим, я заслужу ее внимание и любовь». Но правда в том, что никто из нас не всесилен и не может контролировать и управлять чувствами другого  человека. Мы можем говорить, в чем мы нуждаемся, чего не хватает, что подходит, а что не подходит, но реакции, форма, в которой эти реакции предъявляются, и действия в ответ на наши слова – это сфера ответственности другого человека. Есть мой вклад в отношения, а есть вклад партнера. Подчас эмоциональная холодность родителя связана с его неспособностью поступать иначе. Например, депрессия  родителя, уплощенность его эмоциональной сферы мешает давать необходимые ребенку заботу, внимание и любовь.  Подобные переживания брошенности и покинутости могут впоследствии возникать при столкновении с холодностью, равнодушием со стороны значимых фигур: мужа/жены, партнера, преподавателя, начальника и т.д.

Что можно делать? Для восстановления самоценности важно в первую очередь отнестись к себе со  вниманием и заметить, что я поранен, признать нанесенный ущерб и как-то эмоционально отнестись к происходящему: я вижу, что я поранен, признаю, что мне больно, и мне жаль, что так случилось. Следующий шаг -  возвращение права  самостоятельно решать, что я считаю ценным, а что нет. Уважение, признание себя, своего личного пространства, границ поддерживает ощущение самоценности. Невнимание к себе, отказ видеть собственную уязвимость, пределы своих возможностей, а также отказ видеть и учитывать потребность в поддержке, заботе, уважительном и бережном обращении, нападки на себя, критика и обесценивание себя (и/или нанесенного мне ущерба) препятствуют восстановлению ощущения собственной ценности, а часто и рушат его.