Статьи

Творчество как адаптивный механизм

Творчество – уникальный и доступный (что немаловажно) адаптивный механизм, позволяющий выдерживать и наилучшим для личности образом справляться с неопределенностью и меняющимися условиями жизни. В условиях кризиса, неопределенности, с которой сейчас с лихвой встречается каждый из нас, нам доступно средство для самовосстановления, то, что может давать силы, поддерживать и помогать обходиться с разными непростыми чувствами. Танец, рисование, написание текстов и другие средства выражения чувств – это то, для чего не нужно каких-то особых условий или капиталовложений, если вы не хотите сделать это своей профессией. Любое занятия может стать творчеством, если вы отдаетесь ему с душой. Творческий процесс – это тренировка способности встречаться с неопределенностью, хаосом, выдерживать эту встречу и структурировать хаос, выделяя то важное, что необходимо для решения той или иной задачи. Способность удерживать себя в творческом процессе требует одновременно и гибкости, и жесткости. Жесткости в удержании самого процесса, фокусировке на главном (например, некая центральная идея или образ), отсечении лишнего, не имеющего отношения к ведущей идее. Гибкость же необходима там, где речь идет о восприятии. Для создания чего-то нового необходимо то особое состояние расфокусированности, дрейф сознания, при котором мы на время отодвигаем свои знания и опыт. Жесткие схемы, стереотипы, привычные способы достижения того или иного результата могут помешать самому процессу нахождения чего-то нового, отличающегося от этих самых стереотипов.

Развивая в себе творческий потенциал, по сути, мы учимся подходить творчески, т.е. гибко и в контакте с необходимыми ресурсами, не только к реализации конкретных проектов (как то статья, художественное, литературное или произведение из любой другой области), но и к жизни в целом – как некоему собственному глобальному проекту. Умение посмотреть на ситуацию в целом, увидеть себя со стороны как систему и как часть некоторого культурного и исторического контекста – это способ осознанно выбирать свой собственный путь.

Что я имею в виду, когда говорю об опоре. Творчество привносит в нашу жизнь осмысленность. Реализуя свой творческий потенциал, т.е. привнося свое внутреннее содержание в происходящее с нами в здесь и сейчас, мы тем самым творим собственную жизнь сообразно своим представлениям о важном. Переживание бессмысленности происходящего, тоска, скука, апатия часто связаны с тем, что мы не даем себе чего-то важного, не реализуем свой потенциал. Здесь лежат корни неудовлетворенности собственной жизнью. Если мы не выбираем осознанно, чем наполнять свою жизнь, что в нее привносить, а что, наоборот, не впускать, то, тем самым, мы теряем возможность влиять на события своей жизни, на то, какая она. Так мы становимся пассивными наблюдателями происходящего. Напротив, осознанный взгляд на свою жизнь помогает делать ее таковой, как я хочу в соответствии со своими представлениями о правильном и неправильном, своими ценностями, понимании счастья. Для каждого человека счастье – это что-то свое. В чем-то мы можем быть похожи между собой, но мы разные. А, значит, только сам человек может регулировать и оценивать, насколько то или иное событие привносит в его жизнь радость, удовлетворение. Говоря окружающим, в чем я нуждаюсь, что мне подходит, а что нет, я получаю хороший способ влияния на свою жизнь и отношения с другими людьми. Творческое приспособление к окружающей действительности обогащает нас самих и в чем-то делает жизнь проще и уж точно гармоничнее.


..................................................................................................................
..................................................................................................................

Почему равнодушие ранит?

В чем-то равнодушие считывается как послание партнера: «Ты мне не интересен, не важен, не ценен». Если человек делегировал партнеру (что происходит, как правило, неосознанно) право определять, решать, насколько он ценен, то равнодушие партнера может нанести серьезный урон его самоценности. Словно человек соглашается с представлением о себе как о ком-то не ценном, незначительном, не стоящем внимания и начинает относиться к себе также. Кроме того, равнодушие со стороны партнера может напоминать отношение кого-то одного либо обоих родителей. Часто люди, обращающиеся за помощью к психотерапевту, вспоминая свое детство, говорят о нехватке тепла, внимания от родителей, об их эмоциональной холодности и равнодушной отстраненности, что вызывало у них ощущение брошенности, покинутости. Для ребенка весь его маленький мир  сосредоточен вокруг родителей и самого себя. Отчуждение родителя в его картине мира означает крах Вселенной, не меньше. Ребенок верит, что он может  что-то сделать, исправить ситуацию, и в этом проявляется его фантазия о собственном  всемогуществе. Ведь иначе он столкнется с безграничным непереносимым ужасом перед собственным бессилием и беспомощностью.  Поэтому причину  холодности родителя/ей он видит в себе: «Это я такой плохой, поэтому мама ко мне холодна. Если я стану хорошим, я заслужу ее внимание и любовь». Но правда в том, что никто из нас не всесилен и не может контролировать и управлять чувствами другого  человека. Мы можем говорить, в чем мы нуждаемся, чего не хватает, что подходит, а что не подходит, но реакции, форма, в которой эти реакции предъявляются, и действия в ответ на наши слова – это сфера ответственности другого человека. Есть мой вклад в отношения, а есть вклад партнера. Подчас эмоциональная холодность родителя связана с его неспособностью поступать иначе. Например, депрессия  родителя, уплощенность его эмоциональной сферы мешает давать необходимые ребенку заботу, внимание и любовь.  Подобные переживания брошенности и покинутости могут впоследствии возникать при столкновении с холодностью, равнодушием со стороны значимых фигур: мужа/жены, партнера, преподавателя, начальника и т.д.

Что можно делать? Для восстановления самоценности важно в первую очередь отнестись к себе со  вниманием и заметить, что я поранен, признать нанесенный ущерб и как-то эмоционально отнестись к происходящему: я вижу, что я поранен, признаю, что мне больно, и мне жаль, что так случилось. Следующий шаг -  возвращение права  самостоятельно решать, что я считаю ценным, а что нет. Уважение, признание себя, своего личного пространства, границ поддерживает ощущение самоценности. Невнимание к себе, отказ видеть собственную уязвимость, пределы своих возможностей, а также отказ видеть и учитывать потребность в поддержке, заботе, уважительном и бережном обращении, нападки на себя, критика и обесценивание себя (и/или нанесенного мне ущерба) препятствуют восстановлению ощущения собственной ценности, а часто и рушат его.

..................................................................................................................

..................................................................................................................

Чем может быть полезна терапевтическая  группа и что она из себя представляет?


Это группа, в которой есть возможность и место для того, чтобы найти ответы на собственные вопросы, больше понять себя, свои желания, потребности, мотивы своих поступков. Метод, которым я работаю – психодрама, это метод групповой психотерапии, метод действия. Основатель психодрамы Дж. Морено считал, что если изменить внутреннюю реальность человека, то изменится его реальная жизнь, и называл психодраму искусством невозможного. Она основана на разыгрывании разнообразных сцен и ситуаций. На самом деле, это проще увидеть, чем рассказать.

Попробую на примере. Допустим, вы хотите поговорить с начальником о повышении зарплаты, но опасаетесь каких-либо реакций с его стороны, либо, что сами не сможете донести суть своих пожеланий. Психодрама позволяет проиграть эту встречу, посмотреть, что на самом деле пугает, что мешает, а что наоборот помогает чувствовать себя более уверенным и позволяет более спокойно и обоснованно донести свою точку зрения. Дает возможность увидеть ситуацию с разных сторон, побыть на месте начальника, увидев происходящее словно его глазами, а значит больше понять, как мои слова воспринимаются со стороны и, следовательно, каких реакций можно ожидать, с чем они могут быть связаны и т.д.

Для меня важно, чтобы участники могли активно влиять на то, что будет происходить на встречах. Как тренер я стараюсь создавать условия и помогать участникам достигать тех целей и задач, которые они сами перед собой ставят.

Группа позволяет:

 - узнать, где живут мои силы, где находится источник моей энергии, что меня радует, вдохновляет, питает;
- получить доступ к собственным ресурсам;
- научиться замечать свою силу и обращаться к ней;
- впустить в свою жизнь удовольствия, добавить новых красок;
- осознать причины возникающих ограничений, трудностей и найти способы обхождения с ними;
 - исследовать то, что останавливает или мешает Вам на пути к самореализации и той жизни, тех взаимоотношений с миром, людьми, собой, которых Вам бы хотелось;
- прожить то, что когда-то было непрожито: непереносимые когда-то ситуации и чувства связанные с ними, но уже, будучи взрослым с поддержкой и опорой на себя, группу и ведущего;
- найти новые способы решения жизненных задач и силы, нужные для реализации желаемого;
-  решиться сделать то, что не делали никогда раньше;
- попробовать себя в новых ролях, в безопасном пространстве группы поэкспериментировать с разными формами поведения, которые, возможно, казались рискованными, запретными, но притягательными;
- попробовать на практике новые способы взаимодействия с другими людьми и получить обратную связь от группы;
- встретиться с собой незнакомым, таким, каким Вы себя еще не видели;
- очутиться в безопасной атмосфере людей, объединенных общей целью – больше понять про себя, свои чувства и т.д., и получить от них поддержку

и многое другое.

В группу можно прийти с самыми разными целями, например:
- для самопознания и саморазвития;
- для нахождения новых ресурсов, обретения новых жизненных смыслов, расширения возможностей и раскрытия творческого потенциала;
- для нахождения решений внутренних проблем и сложных жизненных ситуаций;
- посмотреть на мир или на себя «другими глазами»; освоить новые способы взаимодействия с другими.

Группа - это место, где можно решать те вопросы и те трудности, которые возникают у Вас. Это пространство специально создается для того, чтобы каждый мог почувствовать себя услышанным, понятым и обрел навык слышания себя самого и следования своим желаниям, потребностям, за собственной энергией. Чтобы человек мог стать автором своей жизни, полноправным создателем своей собственной уникальной истории.
 

....................................................................................................................................................................

Структура психодраматической встречи

Материал взят отсюда

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека. Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя.

Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы к решению. И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.
Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.