Книга «Андрей Звягинцев. Кинорежиссура. Мастер-класс 01».

Попала мне в руки книга «Андрей Звягинцев. Кинорежиссура. Мастер-класс 01».

Любопытная серия «Мастер-класс» от издательства «Мир искусства».
Поделюсь некоторыми интересными для меня местами. Книга написана в форме диалогов, где Андрею Звягинцеву задаются вопросы. Вопросы опускаю, цитирую по сути.
На вопрос, как стать режиссером Звягинцев отвечает:
«Я исхожу из того, что нужно верить в себя. Вот просто верить, что в тебе жив голос. Без этого условия ты не сможешь серьезного шага осуществить […] У тебя в голове возникает картина, и ты из страха, что это не нужно никому, что это не будет востребовано, не делаешь простого шага в неизвестность. Потому что, если ты делаешь честный шаг, если ты исходишь из своего огня, из своего понимания, что это нужно сказать, дальше уже твой голос путешествует самостоятельно. Ты его не изобрел, ты просто открыл себя, кто ты есть. И, если то, что ты есть, имеет смсыл, то ты будешь принят. Или, если это не имеет смысла, окажешься «пшиком». Мы боимся оказаться этим самым «пшиком». Единственный путь – это доверие себе, своему огню. Гамлет говорит: «Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех, от долгих отлагательств». Рефлексия необходима, но в какой-то момент крайне необходима решимость действовать».


И тут хороший вопрос, когда разогрев, подготовка к творческому выплеску становится чрезмерной? Когда сдерживание, удерживание себя от преждевременных действий, когда внутри еще не вызрело, не оформилось в понятное, ясное и готовое выплеснуться наружу, становится уже передерживанием внутри? Как мне кажется, тут важно и выносить и не переносить.


Для меня это «пшик», о котором пишет Звягинцев, это как раз результат недоношенности. Когда идея не дозрела, не обросла смыслами, не наполнилась сполна мыслями, чувствами, эмоциями создателя. Создающий не прошел весь путь, не набрался опыта необходимого для воплощения, реализации того важного, что внутри и просится на поверхность. Попросту выдал сырую идею, не готовую выйти в мир, а потому не нежизнеспособную.

«[…] то, что ты делаешь – это то, что определяет тебя. И если ты претворяешься, то это рано или поздно будет видно. Если поставишь перед собой заведомо фальшивую задачу – это будет видно… Видно все. Когда человек действует, он весь как на ладони. Потому что другому дан взгляд, дано зрение. Человек видит, что есть что. Это мужественный шаг – взять и обнаружить себя. Потому что это рискованный шаг, можно ведь оказаться «пшиком». Но это одновременно и единственный верный путь к самореализации. Ты услышал отклик, и ты понимаешь, что ты существуешь. Что ты есть.»


Звягинцев делится фразой своего педагога по актерскому мастерству:
«Послушайте, театру больше двух тысяч лет. Вы должны знать, что в театре было все. Абсолютно все. Единственное, чего там не было, - это вас».


И если стремиться изобрести что-то новое, думать о том, чтобы внести великий вклад в кинематограф, то это путь к тому, по мнению Звягинцева, чтобы спрятать свой голос, не давать «ему пути. Ты не можешь знать свой голос, ты только одно знаешь, что в тебе живет этот огонь. И если ты этому огню даешь путешествие, тогда он осуществляется. Но не в рациональном, не в программном. Это не может быть задачей, понимаете? [...] Новое – это только вы сами, ваша индивидуальность. Голос, которого вы не знаете до поры, который вы познаете в процессе созидания, творческого создания фильма». Я бы даже сказала шире: в процессе творческого создания любого объекта своей деятельности: картина ли это, поэма или фотография, это может быть даже приготовление блюда или высаживание цветов, если вы вкладываете в этот процесс свою душу. В конечном счете, это дача места своему голосу в процессе создания собственной жизни. Строить жизнь во весь голос.