Александр Гордон

Александр Гордон:
"Вообще все режиссеры так или иначе делятся на две категории. Одни - самовыразители: все, что они делают в кино, они берут из себя, у них нет другого материала. Конечно, гением и самым ярким примером этого направления является Феллини. Недавно, в прошлом или позапрошлом году, была выставка, привезли очень много рисунков, фотографий, записных книжек Феллини, и стало понятно, что он всю жизнь прожил фильмами, у него ничего другого не было.

Второй тип я называю "интерпретаторы". Если меня можно считать режиссером, то я отношусь именно к этому второму типу. Знаете, как Блок говорил: "Приближается звук. И, покорна щемящему звуку, молодеет душа". То есть возникает какой-то внутренний или внешний раздражитель, и ты понимаешь, что начинают рождаться невиданные (или виданные) тобой образы или мысли, возникают вопросы, на которые ты в жизни ответить не можешь, они не принимают бытовых ответов, они какие-то надмирные. И ты понимаешь, что попал: у тебя зреет то, что можно назвать замыслом, и он во что-то должен воплотиться. Тогда я, как в описанном случае с Данелия, под это начинаю искать материал".

Откровенно говоря, слабо могу представить, как можно взять только из себя. Нас воспитывали, учили, растили люди, они нам что-то давали, мы что-то брали, мы подпитываемся культурной средой, в которой мы живем, соприкасаемся, мы опираемся на корни, на прошлое. Одно пронизывает другое, я как-то преломляю все, что вокруг меня, проживаю это изнутри. Тут только дело в степени соотнесения: с преломленным через себя или с воспринятым более чисто что ли. Или даже вопрос, на что ориентируется человек больше: внутренний мир или мир вокруг. А может он это и имел в виду изначально?